2 декабря вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.11.2023 № 1976 «Об утверждении Правил аттестации экспертов по культурным ценностям». Правила определяют как требования к соискателям, так и проведение самого процесса аттестации.
Согласно Правилам, аттестация Минкультуры, которая подтверждает, что специалист обладает уровнем знаний, необходимым для проведения экспертизы культурных ценностей и составления экспертного заключения, будет состоять из нескольких этапов:
1. Тестирование соискателей.
2. Рассмотрение пакета документов, итогов тестирования и рекомендаций соискателя Советом по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями для аттестации в качестве эксперта.
Соискатели должны соответствовать следующим требованиям:
- иметь высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальностям, направлениям подготовки в области искусства и культуры, иным специальностям, направлениям подготовки, соответствующим заявляемой специализации;
-знать нормативные правовые акты, составляющие право Евразийского экономического союза, нормативные правовые акты Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, регулирующих вывоз из страны и ввоз культурных ценностей, проведения экспертизы культурных ценностей, законодательство РФ о противодействии коррупции;
- стаж работы по направлению подготовки или специальности, соответствующей заявляемой специализации, должен составлять не менее 5 лет.
Чтобы пройти аттестацию, нужно направить заявление в Минкультуры. Сделать это можно лично, почтой или через портал «Госуслуги».
К заявлению об аттестации, формируемому посредством единого портала, прилагаются электронные образы следующих документов:
- копия документа о высшем образовании (в случае если образование было получено до 1992 года);
- копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66_1 Трудового кодекса Российской Федерации (за период до 1 января 2020 г.), или копии иных документов, подтверждающих стаж работы по направлению подготовки или специальности, соответствующей заявляемой специализации, не менее 5 лет.
К заявлению об аттестации, составленному на бумажном носителе, прикладываются копии указанных документов на бумажном носителе.
В дополнение к указанным документам соискатель вправе представить в Министерство культуры по собственной инициативе копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, копии документов об ученых степенях, ученых званиях, характеристику с места работы и иные документы, подтверждающие знания соискателя в области проведения экспертизы культурных ценностей.
Заявление и документы представляются в Министерство культуры не позднее чем за 10 рабочих дней до дня проведения тестирования.
Министерство культуры не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления уведомляет соискателя о допуске его к тестированию, а также о дате, времени и месте проведения тестирования.
Тестирование проводится Министерством культуры в соответствии с утвержденным графиком, который, вместе с указанием места и времени, размещается на официальном сайте Министерства. Требования к проведению тестирования и перечень вопросов для тестирования также утверждаются Минкультом.
По итогам тестирования в течение 8 рабочих дней Министерство культуры принимает решение об аттестации (об отказе в аттестации) соискателя.
Сведения о решении Министерства культуры об аттестации соответствующего эксперта вносятся в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в реестр экспертов по культурным ценностям, о чем соискатель уведомляется через личный кабинет на едином портале, почтовом отправлением или по электронной почте.
Срок действия аттестации составляет 5 лет. По истечении его эксперты подлежат очередной аттестации по каждой специализации в установленном порядке.