Центр независимой экспертизы и оценки "Стратегия оценки"
г. Москва, пр-т Волгоградский, д. 46 Б, корп. 1, оф. 123
Работаем по России
Центр независимой экспертизы и оценки "Стратегия оценки"
г. Москва, ул. Б. Ордынка д. 19, стр. 1. Работаем по России
Закажите звонок
Введите свой телефон, и мы перезвоним в течение 5 минут.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.

Что ждет общественную экологическую экспертизу?

Нешуточные страсти накаляются вокруг законопроекта № 120074-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы». Он инициирован в феврале этого года депутатами от ЕР и ЛДПР и предлагает забрать у общественных объединений полномочия на проведение общественной экологической экспертизы и передать их муниципальным и региональным общественным палатам. Также народные избранники хотят запретить россиянам-иноагентам и представителям зарубежных и международных организаций запрашивать проведение экологической экспертизы.
Экоактивисты уже негативно оценили подобные предложения. По их мнению, предлагаемый законопроект может стать вторым резонансным в условиях послабления экологических требований для бизнеса после законопроекта о снижении требований при строительстве приоритетных инфраструктурных объектов на природных территориях.
Что так настораживает экологов?

Для начала стоит напомнить, что согласно российскому законодательству, по одному и тому же объекту хозяйственной деятельности предусмотрена возможность проведения двух видов экспертиз:

- государственной экологической экспертизы (ГЭЭ);

- общественной экологической экспертизы (ОЭЭ).

При этом ГЭЭ обязательна, ее заключение по определению обладает юридической силой. ОЭЭ по своей природе добровольная. Инициировать ее имеют право граждане, общественные организации и органы местного самоуправления, на чьей территории намечается реализация экологически опасного проекта. Проводить ОЭЭ могут общественные объединения, основной деятельностью которых в соответствии с уставом является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. ОЭЭ проводится одновременно с ГЭЭ либо до ее завершения в отношении тех же самых объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. При этом следует иметь в виду, что заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу только после утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Упоминаемый законопроект предлагают закрепить право проведения ОЭЭ только муниципальным и региональным общественным палатам. То есть, если раньше жители видели проект, который их тревожит, они сами искали экспертов-экологов, которым доверяют, и просили их провести независимую экспертизу, которая бы дополнила государственную и дала возможность получить полную информацию, например, о строительстве нового объекта. Согласно предлагаемым нововведениям теперь в подобной ситуации жителям нужно будет обращаться в Общественную палату, которая и подберет им экспертов. Учитывая, что, как правило, Общественные палаты финансируются за счет бюджета субъекта и таким образом находятся в прямой зависимости от местной администрации, нельзя исключить факт их заинтересованности в результатах экспертизы вплоть до откровенного лоббирования конкретных интересов.

Еще один немаловажный нюанс – согласно предлагаемым поправкам, обратиться за проведением ОЭЭ смогут только те граждане, которые зарегистрированы на территории региона, где планируется построить предприятие. То есть, человек, проживающий на территории одного субъекта и имеющий, например, дачу, на территории соседнего, не сможет инициировать ОЭЭ, если рядом с его участком начнется строительство какого-нибудь свинокомплекса.

Также экспертам, привлекаемым для проведения процедуры, будет запрещено передавать третьим лицам документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе.

Кроме того, экспертов беспокоит низкий экспертный уровень среди общественных деятелей местных Общественных палат, либо вообще полное отсутствие НКО экологической направленности, что сразу вызывает много вопросов по проведению ОЭЭ.

Пытаясь помешать принятию закона, представители 76 «зеленых» направили в Госдуму коллективное обращение с просьбой отказаться от планов изменить условия общественной экологической экспертизы. Будут ли услышана экологи – узнаем совсем скоро. Предлагаемый законопроект включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на июнь 2022 года.
Бесплатная консультация эксперта
Введите свой телефон. Эксперт перезвонит и ответит на ваши вопросы по телефону, поможет найти решение проблемы.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Другие статьи об экспертизе и оценке