Согласно официальной статистике, от 40 до 55 % работ художников, попадающих на экспертизу, являются фальшивкой. Такая ситуация подталкивает приобретателей произведений искусства требовать при покупке заключения эксперта. За последние годы спрос на искусствоведческую экспертизу значительно увеличился. Аукционные дома и галереи с мировым именем не продают произведения искусства без экспертизы.
Ежегодно в арт-галереях, музеях, частных коллекциях обнаруживаются копии или подделки произведений искусства. Наиболее часто подделывают работы старых и современных мастеров, чья стоимость на аукционах очень высока.
Например, в 2004 году с торгов всемирно известного аукционного дома Сотбис сняли полотно Ивана Шишкина «Пейзаж с ручьем». Несмотря на заключение экспертов Государственной Третьяковской галереи «Пейзаж» оказался подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука.
В 2012 году с аукциона Сотбис была продана картина, автором которой считался Франческо Пармиджанино (итальянский художник, гравер эпохи Возрождения). Однако в 2015 году два эксперта заявили, что картина, на самом деле – подделка. Продажу Сотбис отменил для того, чтобы эксперты подтвердили наличие почти в 20 местах картины присутствие современного синтетического зеленого пигмента - фталоцианина. Сотбис подал в суд на продавца картины.
В январе 2018 года в Музее изящных искусств в Генте было выставлено 26 работ русских художников-авангардистов ХХ века - Казимира Малевича и Василия Кандинского, которые предоставил частный коллекционер. Все работы были признаны поддельными. К такому выводу пришли эксперты, указав, что данные работы не были включены ни в один каталог-резоне художников.
В 2021 году Лаборатория научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М. Третьякова (НИНЭ) составила рейтинг наиболее подделываемых работ русских художников 60-х годов. По результатам проведенных 16 000 экспертиз самыми «популярными» для фальсификации стали работы художников В.Г. Вейсберга, Д.М. Краснопевцева, А.Т. Зверева и Е.Л. Рухина.
Что же делать в такой ситуации?
Если коллекционер или музей планирует покупать такую работу, необходимо провести научный анализ, искусствоведческую и историческую экспертизу произведения искусства, получить сертификат подлинности.
Экспертиза картины на предмет её подлинности – это комплексное исследование, над которым работают искусствоведы (носители профессиональных знаний, со специальным образованием и стажем работы в музеях) и эксперты-технологи (например, химики-технологи).
Задачи такой экспертизы - определить время создания исследуемого произведения; подтвердить или выявить авторство, регион создания или художественную школу; определить степень сохранности произведения, характер реставрационного вмешательства в его структуру, а также художественную, историко-культурную и научную ценность произведения.
Эксперты-искусствоведы анализируют картину с точки зрения сходства с базой эталонного материала: авторская манера, характер почерка и начерка, краски, которыми пользовался художник. Эксперты-технологи изучают произведение искусства, используя специальное лабораторное оборудование, к примеру, микроскопы и рентген.
Итогом экспертизы является заключение, к которому могут прилагаться фотографии, а также развёрнутая расшифровка результатов исследования.
В России комплексная экспертиза в сфере искусства начала развиваться примерно с 60 х годов ХХ века на основе опыта реставраторов. Сейчас эксперты применяют совокупность методов: рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и др.
Старейшими экспертными организациями в России являются: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР).
В уголовном процессе судебную искусствоведческую экспертизу назначают при расследовании таких преступлений, как мошенничество посредством хищения (ст.159 УК РФ), часто связанного с использованием субъектами преступления поддельных произведений искусства или других культурных ценностей в корыстных целях.