Идею его создания высказали участники круглого стола «Судебно-экспертная деятельность в Российской Федерации: проблемы и пути решения», организованного Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. В работе дискуссионной площадки приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, научного сообщества, экспертных организаций. Были рассмотрены проблемы работы как государственных, так и негосударственных экспертных учреждений.
А если нет возможностей?
Как показывает практика, социально-экономические изменения и научно-технический прогресс не всегда имеют положительные последствия. Иногда они создают условия для появления новых видов преступлений и новых, более изощренных способов их совершения. Следовательно, возникает необходимость в новых, более тщательных, сложных и комплексных экспертизах. Вместе с тем, российским законодательством определен приоритет отдельных видов судебно-экспертной деятельности, отнесенных к исключительной компетенции государственных судебных экспертов. Но, к сожалению, органы следствия не всегда имеют в своих структурных экспертных центрах специалистов, обладающих необходимыми компетенциями и познаниями в ряде узконаправленных областей.
Какой выход может быть из такой ситуации? По мнению члена Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ольги Ковитиди, решить проблему может создание Единого экспертного центра с филиалами в субъектах РФ. Это позволит сократить сроки проведения экспертизы по уголовным делам и доследственным проверкам, создаст единые подходы к экспертной деятельности, упростит работу судов при выборе экспертного учреждения.
Стандартизация и унификация
Еще одна проблема, которую обсудили участники круглого стола, - отсутствие единых стандартов, единой терминологии и единых методик. Несмотря на то (а может быть, именно из-за этого?), что экспертная деятельность в России развивается достаточно активно, до сих пор нет единого подхода к названию экспертиз и экспертных специальностей. Это же касается и методик проведения экспертиз: в различных ведомственных учреждениях разрабатывают и внедряют свои методики, при этом независимая оценка их научной обоснованности не проводится.
Как решить эту проблему? Ввести стандарты и разработать единые методические подходы к проведению экспертиз, унифицировать термины и определения. Методики экспертиз до их использования на практике обязательно следует проверять на научную обоснованность, безопасность и эффективность в специальном госучреждении. Это же учреждение должно осуществлять разработку и апробацию методик, их внедрение и контролировать их применение.
Кадры решают все
Как известно, подбор и допуск кадров в государственных экспертных подразделениях к самостоятельному производству экспертиз все еще регламентируется ведомственными нормативными актами, предъявляющими различные требования к сотрудникам. Это, по мнению участников круглого стола, приводит к тому, что зачастую экспертные исследования проводят лица, не имеющие соответствующей квалификации и навыков.
Чтобы решить эту проблему, необходимо довести до завершения процесс вывода государственных экспертных служб из подчинения руководителей ведомств, осуществляющих выявление и расследование преступлений. Тем более Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации» содержит требование о независимости эксперта от органа или лица, назначившего судебную экспертизу, а также от других лиц, заинтересованных в исходе дела.
И снова о негосударственной экспертизе
Затронули в рамках круглого стола и вопросы негосударственной экспертизы.
Действующее законодательство предусматривает привлечение в качестве судебного эксперта любого лица, обладающего необходимыми специальными знаниями, но не предъявляет никаких требований к подтверждению наличия специальных знаний негосударственных экспертов. Как правило, указанная категория экспертов привлекается в случаях отсутствия в государственных экспертных учреждениях каких-либо специалистов. Между тем, деятельность негосударственных экспертов не подлежит обязательному лицензированию, а их компетентность – сертификации, поэтому перед судебно-следственными органами встает проблема определения критериев их выбора, а также оценки качества судебно-экспертного исследования.
Но самое главное, считает профессор МГЮА Елена Галяшина, организация судебной экспертизы не может рассматриваться как услуга. Эта деятельность должна осуществляться только в рамках судебного производства и должна отвечать современным научным знаниям и принятым стандартам. У эксперта, в том числе негосударственного, должен быть официальный документ, удостоверяющий его право на проведение той или иной экспертизы, т.е. подтверждающий его допуск к работе. Кстати, она даже предложила создать в России специальный новый орган – Уполномоченный при Президенте РФ по судебно-экспертной деятельности.