Житель Саратова приобрел у частного лица двухгодовалый автомобиль «Тoyota Camry», который находился на гарантии у официального дилера ООО «Тойота-Мотор». Спустя несколько месяцев у иномарки обнаружился целый ряд дефектов: подклинивал руль, вибрировал капот, фары неправильно светили, имелись проблемы с сидениями; вздулась, протерлась, потрескалась кожа; возникли проблемы с краской, машина начала гнить; регулировка сидений не работала, стучали, гремели амортизаторы, проявился хруст в передней части автомобиля, стук в стойках, грязь из опорников под капотом; непонятные щелчки при повороте руля, руль вибрировал, лобовое стекло постоянно трещало, имелся гул с рулевой колонки, проблемы с приборной панелью.
21 сентября 2022 года владелец автомобиля направил в адрес ООО «Тойота-Мотор» претензию об устранении недостатков товара, которая была оставлена без ответа. Поскольку ответчик не удовлетворил требования истца, мужчина посчитал, что ему был причинен моральный вред, который он оценил в 100 000 руб. Он обратился в суд с просьбой взыскать эту сумму с автодилера, а также просил суд взыскать с ответчика неустойку за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя об устранении недостатков товара за период с 20 декабря 2022 года до момента фактического исполнения обязательства в размере 40 500 руб. в день и штраф.
По делу была назначена судебная автотехническая экспертиза. Согласно выводам эксперта, в автомобиле, действительно, имелись заявленные в исковом заявлении недостатки. Причиной выявленных дефектов на момент проведения экспертизы были названы производственные недостатки транспортного средства.
ООО «Тойота-Мотор», в свою очередь, пояснила, что не получила претензию покупателя - в конверте, который пришел на их адрес, лежала неподписанная поздравительная открытка.
Однако суд проигнорировал доводы ответчика и взыскал с него компенсацию морального вреда, неустойку и штраф, общая сумма составила 360 000 рублей. С ООО «Тойота-Мотор» также были взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 93 000 руб.
Тогда автодилер обратился в апелляционный суд, который пришел к выводу, что нижестоящая инстанция не оценила должным образом ситуацию с претензией покупателя. Покупатель приложил к исковому заявлению копию претензии и опись почтового вложения без номера штрихового почтового идентификатора (ШПИ).
Ответчик представил в материалы дела:
• конверт с номером ШПИ, где был указан вес письма в 16 грамм;
• опись об отправлении поздравительной открытки, где истец указан как отправитель;
• поздравительную открытку.
Компания также представила исследование специалиста, из которого следовало, что масса конверта с описью и открыткой составляет 16 грамм. Вес конверта с описью и претензией, написанной на листе формата А 4 составлял бы 13,57 грамм.
Апелляционный суд установил, что покупатель направил официальному дилеру не претензию об устранении недостатков, а поздравительную открытку, и пришел к выводу, что это является злоупотреблением правом со стороны истца. Апелляция отменила решение нижестоящей инстанции. Покупателю отказали в иске.
Мужчина обжаловал это решение.
Первый кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе, пояснив, что при заведомо недобросовестном осуществление гражданских прав закон отказывает в их судебной защите.